Основная задача системы зажигания в бензиновом моторе – передача искры на свечи зажигания в нужный рабочий такт. У дизельных двигателей она устроена иначе. В них в момент топливного впрыска в такт сжатия случается зажигание смеси.
Содержание:
- Что такое система зажигания?
- Устройство и состав системы зажигания
- Как работает система зажигания автомобиля?
- Типы систем зажигания
- Неполадки системы зажигания
- Как проверить систему зажигания?
- Полезные советы и рекомендации
Что такое система зажигания?
Система зажигания автомобиля — это группа приборов и компонентов, которая нужна для формирования искры в момент, соответствующий рабочему режиму мотора. Эта система служит составным узлом электрооборудования. Система зажигания бензиновых двигателей автомобилей имеет сложное устройство, включая электрическую цепь, у которой есть множество компонентов, влияющих на действие силового агрегата в целом. Она нужна для подачи искры непрерывно в цилиндры, где в сжатом состоянии имеется топливно-воздушная смесь (при такте компрессии).
У дизельных моторов нет классического механизма зажигания. Для воспламенения топливно-воздушной смеси в них используется иной подход. На такте сжатия воздух внутри цилиндра сжимается так, что разогревается до температуры возгорания. В верхней мертвой позиции такта реализуется топливный впрыск, а далее случается взрыв. Для подготовки воздуха в цилиндрах зимой есть специальные свечи накала.
Устройство и состав системы
В устройство системы зажигания автомобиля включается несколько компонентов:
- Источник энергии: АКБ (при старте мотора), генератор (далее).
- Выключатель зажигания – контактное устройство трансляции напряжения механического или электронного типа. Нужен для трансляции напряжения на зажигание и бортовую сеть, на втягивающее реле стартера.
- Накопитель – компонент, используемый для скапливания энергии и дальнейшего преобразования, чтобы возник заряд между электродами свечи. Емкостный и индуктивный. Индуктивный – катушка зажигания в формате автотрансформатора. Емкостный – емкость, получающая заряд высокого напряжения, а потом передающая на свечу зажигания в подходящий момент.
- Свечи зажигания – компоненты с парой электродов, расположенных на расстоянии. На стальную резьбу фиксируется изолятор из фарфора. В центре размещен проводник, служащий электродом. Вторым электродом служит резьба.
- Система распределения нужна для трансляции энергии от накопителя к свечам.
- Распределитель – компонент распределения повышенного напряжения по проводникам, идущим к свечам цилиндров. Может быть статическим и механическим. В статическом нет вращающихся элементов. Механический имеет вид вала, приводимого в движение от ДВС посредством бегунка, отвечает за передачу напряжения по проводникам высокого вольтажа.
- Коммутатор – компонент для выработки импульсов, отвечающих за управление катушкой.
- Блок управления – компонент на базе микропроцессора, определяющий, когда нужна трансляция импульса в катушку.
- Высоковольтный провод – проводник с одной жилой и усиленной изоляцией. У внутреннего проводника спиралевидная форма, чтобы исключить помехи.
От устройства зависит работа системы зажигания автомобиля.
Как работает система зажигания автомобиля?
Базовый принцип работы системы зажигания автомобиля заключается в накоплении и последующем преобразовании катушкой пониженного напряжения в высокое, последующее распределение и трансляцию повышенного напряжения к конкретной свече. Так образуется искра на свече.
Работы системы зажигания автомобиля осуществляется поэтапно:
- Накопление электроэнергии.
- Преобразование.
- Распределение по свечам зажигания.
- Формирование искры.
- Воспламенение топливно-воздушной смеси.
Принцип функционирования довольно прост, поэтому при нормальной работе компонентов сбоев не бывает. Но иногда возникают сложности, требующие ремонта.
Типы систем зажигания
От метода формирования искры зависит то, какой тип системы применяется:
- Бесконтактная система зажигания автомобиля. Устройства управления на базе транзисторов (коммутаторы) передают управляющие импульсы. За регулирование повышенного напряжения отвечает механический распределитель.
- Контактная. Ее импульсы образуются при работе контактов на разрыв. Все основано на базе механического компонента – прерывателя-распределителя. Потом она распределяется за счет контактной системы транзисторов.
- Микропроцессорная или электронная система зажигания автомобиля. Электронное устройство отвечает за администрирование момента зажигания, остальными системами авто.
Все типы имеют сходство, но различаются исключительно подходом к формированию управляющего импульса.
Неполадки системы зажигания
Основная проблема системы – отсутствие разряда в камере сгорания в результате поломки свечей. В результате отключается один или несколько цилиндров. Избежать этого можно, если заменять свечи каждые 30-40 тыс. км пробега. В современных автомобилях для этого используется специальный ключ, поэтому обычно нужно посещать СТО.
В схеме системы зажигания автомобиля компоненты в большом количестве, что способствует возникновении проблем в любой момент. Любая неполадка обязательно влечет за собой выход из рабочего состояния всех прочих компонентов, нужных для полноценной эксплуатации транспортного средства. Есть перечень неисправностей системы зажигания, заметно осложняющих возгорание смеси топлива:
- Замыкания первичной обмотки катушки на массу, замыкание вторичной на первичную катушку. Перегорают резисторы, в изоляторе и крышке катушки образуются трещины. Поврежденные элементы нужно заменить, а при почти разрушенной катушке заменяется весь узел.
- Неисправности прерывателя. Внутри прерывателя контакты могут оказаться загрязнены или обгоревшими. Между ними может нарушиться стандартный зазор, поэтому возникают перебои при переключении между свечами. Замасленные или обгоревшие контакты могут стать причиной резкого увеличения сопротивления между ними, поэтому падает ток, образующийся на первичной обмотке, а далее уменьшается мощность искры от свечей.
Свечи зажигания будут работать нормально только при совпадении нескольких факторов:
- Поверхность резьбы должна быть сухой.
- Слой копоти или нагара должен быть очень тонким.
- Изолятор и электроды должны иметь почти белый цвет.
Наличие влаги на поверхности резьбы — это свидетельство того, что возникли какие-то неисправности – это может быть масло или бензин. У неисправной свечи электроды и часть изолятора имеет видимую копоть и нагар.
Как проверить систему зажигания автомобиля?
О возникновении неполадки в системе зажигания авто понятно по нескольким симптомам:
- Не запускается ДВС.
- Работать движка неустойчивая.
- На холостом ходу мотор останавливается.
- Не получается развить полную мощность.
В системе зажигания из строя в результате износа выходят катушки, прерыватель-распределитель или свечи. Самостоятельно сложно выявить, что именно прекратило полноценно работать. Диагностику и восстановление рекомендуется доверить только квалифицированному автомеханику.
Ремонт системы зажигания автомобиля проводится довольно быстро, так как большинство компонентом можно заменить. Ставят новые датчики, конденсаторы, катушки, провода повышенного вольтажа. Определенные компоненты подлежат ремонту, но иногда можно обойтись тонкой регулировкой посредством специальных приспособлений и приборов.
Полезные советы
В системе зажигания используются высоковольтные провода.
Проверить их состояние можно одним из способов:
- Визуально. Кабели требуется осмотреть на наличие надрезов, трещин, рассохшихся участков, потертостей.
- При помощи провода. Берется провод с зачищенными концами. Один замыкается на «массу», а вторым нужно водить по высоковольтным кабелям (в темное время суток). При нарушении герметизации от зачищенного конца будет видна искра.
- Мультиметром. Прибор используется в виде вольтметра или для измерения степени сопротивления. Провода нужно отключить от свечей и катушки, чтобы в режиме омметра мультиметр показал текущее сопротивление. Показатель должен быть до 10 кОм.
Провода с повреждениями заменяются на новые.