Усилитель руля

Усилитель руля

Усилитель руля

В настоящее время невозможно представить себе автомобиль без усилителя руля. Все выпускаемые модели оснащены этим устройством. Рассмотрим назначение и виды, особенности работы гидроусилителя – самого распространенного устройства, устанавливаемого на рулевой механизм. Также обозначим положительные и отрицательные стороны ГУРа.

Виды усилителя руля

Существует три вида усилителя руля.

• Гидроусилители (ГУР).
В основе работы этих механизмов лежит гидравлическое давление. Гидроусилители работают за счет мощности двигателя. Это самый распространенный вид усилителя руля. К плюсам можно отнести надежность, высокую мощность, недорогой ремонт, отработанную конструкцию. Недостатки ГУРа – большой расход топлива, необходимость в регулярном сервисном обслуживании, чувствительность к повороту руля до упора.
• Электроусилители (ЭУР).
Встречаются не так часто, как ГУР. Их работа полностью зависит от электронной системы автомобиля. Чаще всего встречается в дорогих моделях. Преимущества ЭУРа – экономия энергии, небольшая масса, совместимость с современными системами, несложный ремонт. К недостаткам относится тот факт, что ЭУР не настолько надежен, как ГУР.
• Электрогидроусилители.
Насос работает за счет электромотора, связанного с блоком управления двигателем.

Сегодня наиболее инновационной системой считается электроусилитель. Однако он до сих по не побил по своей популярности гидроусилители рулевого управления.

Из чего состоит усилитель руля

В состав гидравлического усилителя рулевого управления входит четыре элемента. Опишем особенности каждого из них.

1. Бачок с маслянистой жидкостью.
В бачке, расположенном в моторном отсеке, находится масло. Оно необходимо для смазывания механизмов, обеспечивающих работу всей конструкции. Нужно обязательно проверять уровень жидкости, она должна быть всегда в достаточном количестве. На бачке есть отметки минимального и максимального объема масла.
2. Насос гидроусилителя.
Он обеспечивает циркуляцию рабочей жидкости и поддерживает необходимое давление. Благодаря насосу масло подается в распределитель и в гидроцилиндр. Чаще всего используются лопастные насосы. Они могут быть регулируемыми и нерегулируемыми.
3. Распределитель гидроусилителя руля.
Он находится на рулевом приводе. Основная функция – передача рабочей жидкости в гидроцилиндр или обратно в бачок.
4. Гидроцилиндр.
Непосредственно гидроцилиндр передает усилие, которое воздействует на рулевой механизм. Это в свою очередь значительно облегчает водителю процесс управления рулевым колесом.

Все элементы усилителя соединены между собой шлангами. Шланги высокого и низкого давления помогают жидкости циркулировать между всеми элементами системы.

Как работает гидроусилитель

Рассмотрим как работает гидроусилитель рулевого управления в разных дорожных ситуациях.

1. Когда автомобиль не двигается с места, ГУР не активен. Рабочая жидкость циркулируем между бачком и распределителем.
2. ГУР начинает свою работу, когда водитель начинает поворачивать и крутить рулевое колесо. В этот момент открывается канал для поступления жидкости в гидроцилиндр. Жидкость поступает в сливную магистраль и в последующем в бачок. В результате перемещается рулевая рейка, и колеса поворачиваются.
3. Когда водитель удерживает колесо в положении поворота, то гидроусилитель работает в том же режиме, что и во время простоя автомобиля.

Одно из важнейших преимуществ ГУРа состоит в том, что даже если он перестает работать, автомобилем можно будет управлять.

Преимущества и недостатки ГУР

Продолжим тему преимуществ гидроусилителя рулевого управления. При этом нельзя не упомянуть такой жирный плюс, как облегчение управления автомобилем. Для водителя ГУР становится настоящим спасением, особенно в путешествиях на дальние расстояния по извилистым дорогам. Частые повороты при езде на машине без ГУРа – это испытание даже для опытных водителей. Придется приложить большие усилия. Но если вы управляете автомобилем с гидроусилителем руля, то это не составит большого труда.

• Водитель не утомляется, легко поворачивает рулевое колесо в любом направлении.
• Улучшается маневренность автомобиля, а значит повышается уровень безопасности водителя и пассажиров.
• Смягчаются удары от неровностей дорожного покрытия.

К минусам относится слишком большое потребление мощности авто. Расход может достигать до 7 лошадиных сил. В этом смысле расход от электроусилителя меньше. Также к недостаткам можно причислить необходимость в частом сервисном обслуживании. В частности, нужно следить за состоянием и количеством рабочей жидкости в бачке гидроусилителя.

Особенности сервисного обслуживания

Если у вас машина с гидроусилителем руля, не забывайте регулярно проходить технический осмотр. Если запустить этот вопрос и не контролировать состояние механизма, то он очень скоро выйдет из строя. Вот основные моменты, которые требуют внимания.

• Периодически нужно менять масло в бачке. Рекомендуют это делать 2-3 раза в год, если пробег составляет не более 20 тысяч км. Если машина используется чаще, то жидкость тоже нужно менять почаще.
• Одним из показателей того, что рабочую жидкость надо менять, является горелый запах.
• Если бачок прозрачный, то нужно внимательно осмотреть его. Посторонние частицы внутри говорят о том, что пора заменить масло, физические свойства содержимого уже не соответствуют требованиям.

Итак, гидроусилитель – наиболее распространенное устройство на выпускаемых автомобилях. Он ценится в первую очередь за то, что даже при его поломке машиной можно будет управлять. Механизм значительно облегчает жизнь водителю, особенно если речь идет о большегрузных автомобилях. Однако следует помнить о том, что для стабильной работы системы необходим постоянное наблюдение и контроль. Водитель должен ухаживать за всеми компонентами механизма.

Вернуться к списку предложений