Статистика ГИБДД говорит, что около четверти всех ДТП происходит из-за усталости водителей. Чем больше времени приходится проводить за рулем, тем ниже уровень концентрации, тем сложнее быстро и правильно анализировать дорожную обстановку. Медицинские исследования показывают, что после 4-часового маршрута скорость реакции падает двукратно, а после 8-часового в 6 раз! Недалеко до серьезной аварии!
Система контроля усталости – одно из средств, позволяющих избежать ошибки, остановить автомобиль, отдохнуть и восстановить силы. Такими комплексами комплектуются многие новые авто, некоторые водители предпочитают установить их дополнительно. Правильно ли это? Как работает система? В чем ее особенности?
Содержание:
Удивительно, но система контроля усталости водителя была разработана еще в 1977 году инженерами японского концерна Nissan. Впрочем, массово использовать ее тогда не получилось, слишком ограничены были технические возможности. Популярность комплексы начали набирать уже в новом столетии, с развитием электроники. Серийно оснащать свою технику такими разработками стал шведский производитель Volvo.
Основная задача – контроль состояния водителя, правильности и точности его маневров на дороге. Базовые показатели фиксируются в момент старта, после чего отслеживание ведется постоянно, для сравнения с изначальными. Появление серьезных отклонений, замедленных реакций, “странных” маневров, чересчур резких поворотов рулевого колеса – все это поводы для подачи активации световой, звуковой неотключаемой индикации. Водителю нужно остановиться и отдохнуть, либо попросить подменить его за рулем, чтобы исключить ДТП.
Видеокамеры, датчики, блоки обработки входящего сигнала – все это система контроля усталости водителя, как работает столь сложный комплекс? Конкретный алгоритм зависит от конструкции и комплектации конкретной разработки. Наиболее распространенный вариант – камеры, следящие водителем, реагирующие на зевание, закрытые глаза, наклоны головы, характерные для засыпающего человека.
Дополнительно могут использоваться камеры, направленные на дорогу, считывающие знаки, состояние асфальта, датчики, позволяющие определить, насколько грамотно водитель использует тормоза, насколько плавно и четко поворачивает руль. Обработкой сигналов с датчиков и камер занимается основной управляющий блок, активирующий, при необходимости, звуковую и световую сигнализацию, способную привести засыпающего водителя в чувство.
Рассмотреть алгоритмы работы системы можно на примере Attention Assist, разработки от немецкой марки Mercedes. Она отслеживает следующие параметры:
После начала поездки комплекс в течение получаса фиксирует исходные данные, а потом начинается непосредственно “контроль”. Насколько точно выполняются повороты, правильные ли используются траектории, корректно ли обращение с органами управления, педалями, рулем, рычагом КПП – все это принимается во внимание.
Дополнительно проводится оценка следующего:
Если отклонения от зафиксированных нормативов очень велики, то подается звуковое, световое предупреждение, на экран бортового компьютера или приборную панель выводится уведомление о необходимости срочной остановки и отдыха.
Некоторые системы контроля усталости водителя автомобиля акцентируют внимание на лице и глазах, анализируя:
Если камера фиксирует, что человек часто зевает, при моргании веки закрываются надолго, голова регулярно клонится вперед или вбок, подается предупреждающий сигнал.
Разработки большинства производителей похожи друг на друга, однако, различны по основным устройствам фиксации усталости. На некоторых комплексах основную функцию выполняют камеры, направленные на лицо водителя, на других – датчики и камеры, следящие за правильностью обращения с органами управления, точностью маневров.
Названия наиболее популярных систем таковы:
Безопасность не может быть лишней, так что самый правильный ответ – на любом транспортном средстве. Конечно, максимальна необходимость в них на грузовиках, седельных тягачах, автобусах и других массивных коммерческих ТС, попадание которых в аварию способно привести к самым серьезным последствиям.
Выбрать автомобиль с таким комплексом стоит и водителям, регулярно совершающим междугородние поездки на большие дистанции в одиночку. В такой ситуации не приходится полагаться на пассажира, который может подбодрить, а то и разбудить, так что единственным помощником становится электроника.
Главный совет – не отключать систему, если таковая предусмотрена комплектацией авто. Вероятность ложных срабатываний минимальна, но даже периодические некорректные сигналы – не повод для деактивации. В опасной ситуации она способна сохранить не просто здоровье, но и жизнь!