Признание старой машины раритетом: необходимость, инструкции, советы
Далеко не всегда наследство в виде автомобиля, несколько десятилетий простоявшего в гараже – это обуза. Вполне вероятно, что техника претендует на статус раритета, представляет интерес для коллекционеров, готовых заплатить хорошие деньги. Чтобы рассеять сомнения, нужно знать, какая машина считается раритетом, понять тонкости и принципы присвоения ей столь высокого звания.
Содержание:
- В чем необходимость такого статуса?
- Раритетный транспорт: что это?
- Раритет: порядок оформления статуса
- Классика и раритет: в чем разница?
- Как признать машину “классикой”?
- Подведение итогов
В чем необходимость статуса раритета для автомобиля?
Если говорить кратко, его присвоение позволяет решить пару важных задач:
- Упрощение ввоза техники из-за рубежа и удешевление процедуры;
- Получение возможности законного выезда на дороги общего пользования.
ПДД год от года становятся жестче, конструкция транспортных средств совершенствуется. Например, буквально 30 лет назад автопроизводители и не думали о серийном оснащении техники подушками безопасности, а о экологических стандартах типа “Евро-5” и речи не шло. Актуальным требованиям такая техника не соответствует, а потому нужно знать, как признать машину раритетом, чтобы эксплуатация не вызывала вопросов у ГИБДД. В отношении раритетов действует целый комплекс послаблений:
- Отсутствие необходимости в уплате утилизационного сбора;
- Отсутствие потребности в подтверждении экологического класса ТС и оценке уровня его безопасности;
- Отсутствие необходимости в комплектации системой “ЭРА-ГЛОНАСС”;
- Возможность прохождения ТО по упрощенному алгоритму.
Что такое раритетный транспорт?
В первую очередь, нужно знать, с какого возраста машина считается раритетом. Минимальный возраст для обычных легковых авто, скутеров или мотоциклов – 30 лет, для грузовиков, автобусов – 50. Второй момент – идеальная сохранность трех элементов, либо их ремонт до такого состояния – кузова, мотора и несущей рамы, если таковая подразумевается конструктивно. Замена перечисленных элементов возможна, но исключительно на оригиналы. В отношении других компонентов правило неактуально.
Раритет: порядок оформления статуса
Конечно, 30-летний ВАЗ автоматически не может получить звание раритет-машины. Чтобы правильно подтвердить его, нужно пройти соответствующую правовую процедуру, придерживаясь определенных стандартов и требований. На проведение экспертиз уполномочены лаборатории, входящие в структуру РАФ, а также иные аккредитованные организации.
Услуга оказывается на платной основе, при этом, не приходится говорить о конкретных тарифах, каждое предприятие придерживается своих расценок. Порядок действий при инициации процедуры выглядит следующим образом:
- Подача заявления с обозначением соответствующих требований;
- Передача экспертам всей документации на транспортное средство, а также фотографий, на которых хорошо видны все конструктивные, внешние особенности, идентификационные и номерные знаки;
- Проведение осмотра. Он возможен не только в “личном”, но и в дистанционном формате, посредством видеозвонка. Задача эксперта – сверка информации, зафиксированной в документах, с реальной, установление надлежащего состояния кузова, мотора и несущей рамы. Вне зависимости от схемы обследования, оно всегда носит исключительно внешний характер, не допускается снятие деталей, декоративно-защитного покрытия и иные манипуляции, изменяющие внешний вид;
- При отсутствии проблем и несоответствий, экспертная организация выдает владельцу РТС, специальную карточку раритетного транспортного средства.
Когда машина становится раритетом, можно провести ее постановку на учет, без опасений и рисков штрафных санкций эксплуатировать ее на дорогах общего пользования.
Классика и раритет: в чем разница?
Эти понятия близкие, однако, не тождественные. Классическое транспортное средство должно обладать исторической ценностью, зависящей от сохранности изначального состояния. Чем оно лучше, тем выше коллекционная ценность и фактическая стоимость.
Довольно долго в РФ не было конкретных критериев, соответствие которым говорило о принадлежности технике к “классике”, экспертами руководствовались положениями, принятыми в международной ассоциации FIVA. Сейчас, впрочем, нормативно-правовая база появилась, в ГОСТ 58686-2019 закреплена четкая таблица с критериями, на которые должны обращать внимания аккредитованные эксперты-оценщики.
Как признать машину “классикой”?
Процедура, в сравнении с раритетами, более сложна. Первым делом, устанавливается принадлежность к одной из трех возрастных категорий:
- До 1946 года;
- Выпуск с 1946 по 1969;
- После 1970 года.
Второй этап – оценка аутентичности. Чем больше изменений внесено в конструкцию, тем ниже вероятность получения классического статуса. За переделку начисляются штрафные баллы, если их окажется 100 или больше, то эксперты вынесут отрицательное решение.
Некоторые изменения, однако, классифицируются как “критические” и не соответствуют понятию о классическом авто. Например, на технике, выпущенной в довоенные годы, не должно быть деталей из современных материалов, вроде карбона, а на той, что сошла с конвейера после 1970 – рам иных марок, даже при полном конструктивном и внешнем соответствии оригиналу.
Как и в случае с раритетами, специалист проводит сугубо внешний осмотр, недопустим разбор, снятие лакокрасочного слоя без согласия на то владельца. Во время экспертизы делаются фотографии деталей, принятых в учет при принятии решения, описывается их состояние и причина начисления штрафных баллов.
При положительном вердикте, заявитель получает специальный документ, КТС, который является дополнением к обычному паспорту транспортного средства и дает право на получение специальных знаков государственной регистрации, подчеркивающих статус авто. Период действия КТС – 5 лет, после чего требуется повторение экспертизы.
Подведение итогов
Когда машина считается раритетом, владелец может рассчитывать на некоторые послабления, использовать ее даже при явном устаревании конструкции. Классика – еще более высокий статус, существенно повышающий ценность в глазах коллекционеров. Получение РТС или КТС требует определенных усилий, времени и вложений, однако, все они на 100% оправданы получаемыми выгодами!