Превентивные системы безопасности автомобиля: подробный обзор
Повышение безопасности авто – задача, над которой трудятся лучшие инженеры, именно она является главной для большинства производителей. Использование особо прочных сплавов, оптимизация геометрии кузова, создание зон деформации для гашения ударных нагрузок, установка технологичных электронных систем – все это позволяет защитить водителя и его пассажиров в критической ситуации. Особого внимания заслуживают превентивные комплексы. Что это? Какие функции они выполняют?
Содержание:
- Превентивные системы безопасности: что это?
- Что относится к превентивным системам безопасности?
- Системы превентивной безопасности: какими они бывают?
- Системы Pre-safe brake от Mercedes: особенности
- Система CMBS от Honda: особенности
Что такое превентивные системы безопасности?
Превентивные системы безопасности используются не просто для того, чтобы снизить тяжесть последствий при ДТП, но и не допустить его. Автомобиль реагирует на потенциальную угрожающую ситуацию, электроника подает команды, позволяющие выйти из нее с минимальными последствиями, либо вовсе без таковых, даже если водитель совершает ошибочные действия. Например, комплекс срабатывает в следующих ситуациях:
- При прохождении поворота возникает риск бокового заноса, срыва с траектории.
- На пути следования транспортного средства появляется препятствие, другая машина или пешеход, что чревато столкновением.
- Возникает опасность ДТП при маневрировании, перестроениях, парковке задним ходом.
Первая реакция электроники на угрозу – подача тревожного сигнала светом, звуком или вибрацией рулевого колеса, чтобы водитель предпринял необходимые действия. Если он игнорирует предупреждения, не устраняет ошибки, автоматически задействуются тормоза и другие механизмы.
Что относится к превентивным системам безопасности?
В комплекс превентивной безопасности входят следующие системы, набор которых определяется конкретной модификацией автомобиля, его маркой, ценовым сегментом. Классический комплект выглядит следующим образом:
- Динамическая стабилизация. Электроника не допустит срыва с траектории вне зависимости от вектора движения.
- Экстренное торможение. Если водитель в экстренной ситуации не выжимает тормозную педаль, то система сама активирует необходимые механизмы, чтобы не допустить столкновения.
- Круиз-контроль. Камеры отслеживают дистанцию до транспортного средства, идущего впереди, подают команду на разгон или плавную остановку, чтобы исключить сближение, поддерживать безопасный интервал.
- Вспомогательные комплексы безопасности. Например, в критической ситуации активируются натяжители ремней, корректируется положение подголовников кресел, чтобы исключить травмы людей, находящихся в салоне или, как минимум, снизить их выраженность.
- Движение по полосе. Камеры следят за дорожной разметкой, камеры кругового обзора контролируют пространство на 360 градусов, чтобы транспортное средство держалось своей полосы, не допускало потенциально рискованных перестроений.
Системы превентивной безопасности: какими они бывают?
Как уже было сказано, конкретный набор комплексов зависит от производителя, каждая марка использует собственные комбинации и разработки. В качестве примеров можно рассмотреть следующие:
- Немецкий концерн Audi оснащает свою технику системой “Pre-Sense Plus”.
- Японским инженерам, представляющим компанию Honda, удалось создать эффективный комплекс “Collision mitigation braking system”, а их коллегам из Toyota – “Pre-collision system”.
- Своим вниманием к безопасности известны шведы, автомобили Volvo комплектуются системами “City safety” и “Collision warning with auto brake”.
Специалисты особо отмечают упомянутую разработку Honda и аналог от специалистов Mercedes, “Pre safe brake”. Принципы их функционирования следует рассмотреть более подробно.
Системы Pre-safe brake от Mercedes: особенности
Датчики отслеживают сразу несколько факторов опасности. Например, при срыве автомобиля в боковой занос, подается команда на корректировку положения подушек безопасности и подголовников, срабатывают натяжители ремней.
Передние камеры снижают риск фронтального удара. Контролируемая дистанция – 200 метров, алгоритм работы компонентов системы с точностью до миллисекунды. Если после подачи первого предупреждения водитель не предпринимает никаких действий, то начинается постепенное замедление, в критической ситуации – давление в тормозных магистралях резко возрастает для быстрой остановки.
Система CMBS от Honda: особенности
Алгоритм срабатывания следующий:
- Поиск препятствий посредством датчиков, активация системы при их обнаружении.
- Привлечение внимания других водителей световыми сигналами и клаксоном.
- Привлечение внимание водителя, если он игнорирует опасность, резкие рывки ремня безопасности.
- Повышение давление в тормозных магистралях, резкая остановка.
Интересно, что система Honda работает даже на невысокой скорости в 15 километров в час, тогда как порог функционирования разработки Mercedes выше, составляет 30 километров в час.