14 Сентября 2023
Моторные масла: что и почему лучше заливать в двигатель?

Моторные масла: что и почему лучше заливать в двигатель?

Моторное масло – техническая жидкость, без которой эффективная и продолжительная ДВС оказалась бы просто невозможной. Именно она обеспечивает смазку всех внутренних компонентов, препятствуя их механическому износу, отводит лишнее тепло, защищает от коррозии, способствует поддержанию чистоты. Водителю обязательно нужно знать, какое масло лучше заливать двигатель, ошибки недопустимы, эксплуатация даже под небольшими нагрузками быстро приведет к поломке.

Содержание:

  1. Минералка, синтетика и полусинтетика
  2. SAE: расшифровка маркировки
  3. API: что это за стандарт?
  4. Особенности стандарта ACEA
  5. Стандартизация ILSAC
  6. Допуски от автоконцернов: что это?
  7. Как не ошибиться в выборе?
  8. Итоги

Минералка, синтетика и полусинтетика

Минералка, синтетика и полусинтетика

Состав – первое, что нужно учитывать, решая, какое масло лучше выбрать. 

Представлены три основных категории моторных масел:

  1. Минеральные. Производственный процесс основан на перегонке нефти. Основное достоинство состава – невысокая цена. Минусов, к сожалению, гораздо больше. “Минералка” крайне чувствительна к колебаниям температуры, на холоде быстро густеет, при нагреве – становится слишком текучей, из-за чего изначальная смазывающая способность резко снижается. Выбирать его стоит только для довольно старых моторов, работающих на невысоких оборотах, без выделения значительных объемов тепловой энергии.
  2. Синтетические. Наиболее дорогие, однако, и наиболее технологичные составы. Применяется не прямая перегонка, а сложные производственные методики, что объясняет цену и позволяет достичь высоких эксплуатационных показателей. Жидкость сохраняет оптимальную вязкость в широком температурном интервале, совместима с самыми современными ДВС, для которых характерен выраженный нагрев, плотная компоновка внутренних элементов, минимальные рабочие зазоры.
  3. Полусинтетика. Своеобразный компромисс между решениями, обозначенными выше. Доля минерального компонента может доходить до 80 процентов, но даже 20 процентов синтетики хватает для значительного улучшения свойств.

SAE: расшифровка маркировки

SAE

Основа – не единственное, чем различается моторное масло, какое лучше выбрать – зависит и от других показателей, одним из наиболее важных среди которых является вязкость. Определить характеристику помогает классификация SAE, внедренная американскими специалистами. Типичный вариант маркировки – “10W-40”, где первое число демонстрирует показатель вязкости зимой, а второе – летом.

При подборе водителю нужно руководствоваться несложными принципами:

  1. Чем меньше число или цифра с индексом “W”, тем стабильнее вязкость при воздействии отрицательных температур. К примеру, “0W” указывает на то, что жидкость может эксплуатироваться даже в 40-градусный мороз, характерный для регионов с экстремальным климатом, тогда как “20W” – решение для относительно теплых городов, где зимой не бывает холоднее минуса 20. Более низкие температуры приводят к тому, что состав стремительно теряет текучесть, густеет и может превратиться в парафин.
  2. Чем больше второе число, тем устойчивее жидкость к нагреву. Индекс “20” подойдет только для прохладной местности, где летом не бывает жарче 20, “50” – указывает на способность выдержать и 50-градусную жару.

Нужно учитывать, что расширение эксплуатационного температурного диапазона приводит к значительному усложнению технологии производства, увеличивает цену продукта.

API: что это за стандарт?

API

Как и в предыдущей ситуации, разработан он был инженерами из США, позволяет сделать выводы относительно спецификации технической жидкости и ее качества. Основными являются две буквы:

  1. S. Для бензиновых ДВС.
  2. C. Для дизельных ДВС. Состав таких технических жидкостей изменен с учетом нахождения в постоянном взаимодействии с кислотными соединениями, сажей и другими веществами, образование которых спровоцировано сгоранием солярки. В основном, модификация достигается добавлением присадок, за счет которых все побочные продукты не накапливаются на поверхностях компонентов ДВС, а естественным образом выводятся.

Присутствует в маркировке и вторая буква, указывающая на уровень технологичности. Чересчур углубляться в историю не стоит, достаточно обозначить следующее:

  1. SP, SN, SM и SL – аббревиатуры, дающие ответ на вопрос, какое масло залить в двигатель, бензин для которого является основным топливом. Использовать такие составы можно даже на современных авто, они экономичны, совместимы с ДВС, работающими на высоких оборотах, защищают от детонаций.
  2. CK-4, CJ-4, CI-4 – маркировка, которая подскажет, какое масло заливать в дизельный двигатель. Продукция подойдет для моторов, функционирующих на высоких оборотах, если машина укомплектована различными системами, ориентированными на снижение концентраций токсичных компонентов в выхлопных газах.

Особенности стандарта ACEA

Особенности стандарта ACEA

Этот стандарт стал своеобразным ответом европейских специалистов американским коллегам, разработан и утвержден в 1995 году. В актуальной редакции предусмотрены три основных группы, указывающих на спецификацию жидкости:

  1. “A/B”. Легковые автомобили, A – с бензиновыми ДВС, B – с дизельными.
  2. “C”. Бензиновые и дизельные ДВС, выхлопная система которых дополнительно укомплектована катализатором.
  3. “E”. Дизельные ДВС, работающие в наиболее жестких условиях, подверженные максимальным нагрузкам.

Продукция с маркировкой “A1/B1” – это явно не то моторное масло, какое лучше выбрать, она считается устаревшей, по набору присадок и характеристик совершенно не соответствует современным технологичным моторам. Если на двигателе установлена система прямого топливного впрыска, стоит обратить внимание на сорта “A3/B4”, без таковой – “A3/B3”.

В целом, чем более современной является техническая жидкость в соответствии с классификацией ACEA, тем лучше она защищает мотор, тем эффективнее очищает его компонентов от продуктов топливного сгорания. Несмотря на то, что подобные заявления выглядят как реклама, они действительно правдивы, что подтверждено как в лабораториях, так и на практике.

Стандартизация ILSAC

Стандартизация ILSAC

Данный стандарт был задуман как международный, его разработка инициирована специалистами из США и ряда государств Азиатско-тихоокеанского региона. Широкого распространения он, однако, не получил, встречается на этикетках нечасто. Причина тому – очевидная схожесть с API, при этом, к продукции не предъявляются столь жесткие требования, она реже должна проходить лабораторные исследования и испытания, направленные на контроль качества. Чтобы определить, какое масло заливать в двигатель, надежнее ориентироваться на стандарты, изученные выше.

Допуски от автоконцернов: что это?

Допуски от автоконцернов

Чтобы водителям было проще отыскать подходящее масло для двигателя, какое лучше выбрать указывают и автопроизводители. Их рекомендации принято называть “допусками”. Если испытания показывают соответствие всем требованиям по качеству, то продукция получает допуск и гарантированно подойдет для конкретного авто.

Примеров маркировки множество, наиболее распространенные выглядят так:

  1. RN 0710 – техника концерна Renault, оснащенная бензиновыми ДВС и дизельными, конструкция которых не предполагает наличие сажевого фильтра.
  2. RN 0720 – аналогичные авто, но с дизелями с сажевыми фильтрами.
  3. BMW LL-04 – транспортные средства от BMW.

Чтобы отыскать допуски, актуальные для своего авто, рекомендуется подробно изучить эксплуатационную инструкцию или зайти в информационный раздел официального сайта.

Как не ошибиться в выборе?

На что обратить внимание при выборе моторного масла?

В первую очередь, нужно определить, масло какой вязкости заливать в двигатель. Его маркировка по шкале SAE должна соответствовать климатическим особенностям региона эксплуатации, лучше – с небольшим запасом, на случай погодных аномалий, внезапных заморозков и жары.

Не лишне попробовать найти допуски автопроизводителей, их рекомендации всегда максимально точны. Совершать покупку лучше в проверенных магазинах, у официальных дилеров, которые отвечают за качество товаров, готовы подтвердить их подлинность соответствующими накладными документами.

Подводим итоги

Полезные советы

Важно не просто правильно подобрать техническую жидкость, но и соблюдать интервалы ее замены. Для бензиновых ДВС они составляют 10 тысяч километров, для дизельных – 7. Эти значения указаны с поправкой на суровые российские погодные, дорожные условия и не лучшее качество топлива. Смешивать жидкости различных марок и типов – плохое решение, высока вероятность побочных химических реакций, из-за которых свойства состава могут кардинально измениться.

Вернуться к списку предложений