Датчик света в автомобиле, зачем нужен?

Автомобильный датчик света
Датчик света автомобиля относят к системам безопасности. Это «умный» прибор, который «думает» за водителя, он автоматически включает ближний свет и габариты при определенных условиях – заезд в темный тоннель или наступление сумерек. Как только становится светлее, система выключается. Датчики точно знают, когда зажечь свет, и значительно повышают уровень безопасности при езде в автомобиле.
Общая характеристика и принцип действия
Датчик освещенности располагается в салоне машины на самом освещенном месте. Чаще всего возле лобового стекла (держатель зеркала заднего вида). Условия для активации прибора: темнота, сумерки, въезд в тоннель.
Система состоит из трех элементов:
1. Фотоэлемент.
Компонент датчика, который отвечает за измерение степени освещенности вокруг.
2. Блок управления.
В него поступают сигналы об изменениях в освещенности.
3. Небольшое реле.
Выключает или включает свет. Срабатывает примерно через 2 минуты после изменения светового режима.
Фотоэлемент измеряет уровень освещенности в окружающем пространстве. С помощью светочувствительных элементов он фиксирует эти данные и передает в блок управления. Далее сигнал поступает в реле, выполняющее роль включателя или выключателя света.
Одно из основных преимущество современных датчиков – высокая светочувствительность. Если установить прибор в подходящем месте и правильно настроить, то ошибки исключены.
Виды датчиков освещенности
На рынке автомобильной светотехники представлено большое разнообразие таких приборов. Условно их можно разделить на два типа – универсальные и предназначенные только для определенной марки автомобиля.
Выделяют несколько разновидностей датчиков.
1. Установленный прибор.
В некоторых моделях авто нет сенсора, замеряющего уровень света. В таком случае можно самостоятельно или с помощью сервисного центра установить датчик. Для исправной работы системы важно правильно подключить провода.
2. Встроенный сенсор.
Встречаются в комплектации более дорогих моделей автомобилей. Как правило, это уже многофункциональная система (помимо регулировки ближнего света, имеется настройка освещенности салона и панели).
3. Датчик с комбинированным устройством.
По сути это прибор, в котором объединены датчики света и дождя. Эта система реагирует на капли дождя и включает при осадках оптимальный режим освещенности. Также датчики регулируют работу фар в зависимости от времени суток и внешних условий.
Существуют приборы, которые контролируют только ближний свет или только габаритные огни. Датчики, включающие и выключающие габариты, чаще всего используются в грузовых автомобилях.
Взаимодействие датчика с другими системами
4. Наружные приборы освещения.
Датчик выбирает режим: в темное время включает дневные ходовые огни и ближний свет, в светлое время суток – отключает.
5. Подсветка внутри салона.
Прибор управляет яркостью подсветки салона и панели приборов.
6. Система мультимедиа
В зависимости от уровня наружного освещения выбирается яркость экрана.
7. Климат-контроль.
На микроклимат автомобиля влияют показатели внешней обстановки, которые анализирует и передает датчик освещения.
Плюсы и минусы
Преимуществами датчиков освещения являются доступная стоимость, экономия электроэнергии, а также простота в монтаже. К плюсам автоматической регулировки системы освещения относится обеспечение безопасности водителя и пассажиров машины. Человек за рулем не всегда успевает среагировать на изменения, происходящие за окном авто, а приборы реагируют мгновенно и никогда не ошибаются.
Например, автоматическое включение света с наступлением сумерек значительно снижает риск дорожно-транспортного происшествия. Потому что в это опасное время не все водители считают нужным включить ближний свет (либо они вовсе забывают об этом). Техника делает это самостоятельно в целях безопасности.
Но у этого плюса есть обратный, не совсем радужный эффект. Часто автоматика настолько сильно расслабляет людей за рулем, что они становятся менее внимательными и предусмотрительными. Особенно опасно это в том случае, когда водитель, привыкший к датчикам, управляет машиной без «умного» прибора.
Как выбрать и подключить
Если автомобиль не оборудован прибором контроля освещенности, то вы можете вполне сами его установить. В продаже имеется большое разнообразие автоматики российского и зарубежного производства. В комплектацию входит блок управления, фотоэлемент и реле.
Обратите внимание на моменты, которые нужно учесть при выборе датчика освещенности. Это технические характеристики, возможность индивидуальной настройки, дополнительные функции, место размещения фотореле. Для самостоятельной установки понадобится сам датчик, в некоторых случаях – новая ручка включения фар (с режимом Auto).
Рассмотрим, как подключить датчик света.
1. Фотоэлемент крепится на лобовое стекло. Его лучше направить в сторону водителя, а не на дорогу. В таком положении фиксация изменений степени освещенности будет более надежной и быстрой.
2. Остальные части датчика необходимо установить, согласно приложенной инструкции.
3. Провода нужно расположить так, чтобы они не мешали, лучше завести их внутрь панели. Блок управления подключается к селектору.
4. В конце нужно проверить, работает ли исправно система.
Работоспособность датчика проверяется следующим образом. Нужно накрыть его любым материалом и посмотреть на работу фар и габаритов. Если они включились, значит установка прошла успешно.
Датчик освещенности – удобный и полезный инструмент, значительно облегчающий управление автомобилем и обеспечивающий безопасность. Существуют разные виды приборов, каждый водитель выбирает модель под свои потребности. Если вы купили машину без встроенной автоматики, то можете сами дополнить комплектацию, установив датчик света самостоятельно или в сервисном центре.