27 Февраля 2023
Что такое вискомуфта и для чего она нужна автомобилю?

Что такое вискомуфта и для чего она нужна автомобилю?

Вискомуфта (VC) представляет собой устройство, предназначенное для передачи усилия посредством вязкостных свойств особых жидкостей. Крутящий момент передается посредством изменения вязкости особой жидкости в корпусе муфты. Деталь применяется не только в системах полного привода, но и в охлаждающих системах двигателя, для блокировки дифференциалов.

Содержание:

  1. Что такое вискомуфта в автомобиле?
  2. Принцип работы и устройство вискомуфты
  3. Основные неисправности вискомуфты и последствия для авто
  4. Как снять и заменить вискомуфту самостоятельно?
  5. Что делать, если заклинило вискомуфту?
  6. Полезные рекомендации

Что такое вискомуфта в автомобиле?

Что такое вискомуфта?

Вязкостная муфта (или вискомуфта) — это механическое устройство, которое передаёт вращающий момент посредством вязкой жидкости. Конструктивно она состоит из множества круглых пластин, имеющих выступы и отверстия. Эти пластины расположены очень близко друг к другу в герметичном корпусе.

Чтобы понять, что делает вискомуфта, требуется рассказать о жидкости, которая есть внутри нее. В блок заливается дилатантная жидкость, свойства которой основаны на силиконе. При отсутствии перемешивания и нагрева она остается в жидком состоянии. Если ее разогреть или начать сильно смешивать, происходит ее загустение, расширение, что делает ее схожей с застывшим клеем. После остановки смешивания агрегатное состояние жидкости возвращается в изначальное. Заливают жидкость на весь срок эксплуатации компонента, ее нельзя заменить.

Принцип работы и устройство вискомуфты

Устройство вискомуфты

Теперь можно разобраться с тем, как работает вискомуфта. Ее действие базируется на неньютоновских жидкостях. В зависимости от задач компонента выделяются конструкции двух типов:

  1. Если VC используется в трансмиссии, то корпус цилиндрической формы на 90% заполнен жидкостью, оставшиеся 10% ориентированы на ее расширение. Внутри имеется пара комплектов чередующихся перфорированных дисков, а между ними сохранен зазор 0,2-0,4 мм. Один диск сопряжен с ведущим трансмиссионным валом, а второй – с ведомым. При стандартном перемещении скорость вращения дисков примерно одинаковая, поэтому сохраняется тягучесть жидкости. При пробуксовке происходит перемешивание и загустение. Результат этого – активация полного привода или блокировка дифференциала.
  2. Если VC используется в приводе охлаждающего вентилятора мотора, то для жидкости тут используются специальные камеры, поступая в пространство между ведущими и ведомыми дисками посредством пружинных клапанов. Они открываются за счет чувствительной к нагреву металлической полосы, зафиксированной на стороне корпуса муфты, обращенной к вентилятору. Понятно, за что отвечает вискомуфта: она замыкается по мере прогревания мотора. Чем радиатор горячее, тем больше жидкости подается в пространство между дисками, тем быстрее вращается вентилятор. Как только температура охлаждающей жидкости радиатора падает, форма биметаллической полосы становится изначальной. Клапаны закрываются, поэтому останавливается подача жидкости в пространство между дисками, сливной кран ее выпускает. Возвращение дилатантной жидкости в резервуары приводит к замедлению вентилятора. В легковых автомобилях такая конструкция заменена на электрические вентиляторы охлаждения.

Основные неисправности вискомуфты и последствия для авто

Основные неисправности вискомуфты

Уже понятно, для чего нужна вискумофта в автомобиле и что это, поэтому можно рассмотреть, как определить, что она вышла из строя. Об этом можно судить по нескольким признакам:

  1. Появление потеков дилатантной жидкости на поверхности корпуса, что демонстрирует износ сальников блока.
  2. Вентилятор вращается с одинаковой скоростью на холодном и прогретом моторе. Причина состоит в том, что есть утечка жидкости либо проблемы с ее подачей в пространство между дисками.
  3. При работе вентилятора возникают посторонние шумы или вибрации. Это свидетельство износа подшипника VC.

Как снять и заменить вискомуфту самостоятельно?

Как снять и заменить вискомуфту самостоятельно?

Если отмечается перегрев мотора, то не стоит искать, чем заменить вискомуфту, так как ее вполне можно отремонтировать самостоятельно. Наиболее распространенная причина проблемы – утечка жидкости из основания компонента. Для заливки новой жидкости нужно:

  1. Открутить вискомуфту с водяного насоса, а потом разобрать ее. На диске устройства есть пластина с пружиной, под которой размещено отверстие для заливаемой среды. Снимается штифт, а смазка заливается шприцем.
  2. Хватит 15 мл жидкости.
  3. Заливать нужно медленно, а потом дать время для проникновения силикона поглубже.
  4. Поверхности приспособления протираются от излишка жидкости.
  5. Деталь можно устанавливать на место.

Мастера говорят о том, что при отсутствии знаний об устройстве тех или иных компонентов лучше не пробовать что-то чинить самостоятельно. Основная проблема состоит в том, что есть большая вероятность что-то не собрать на место.

Еще одна причина для того, чтобы разобрать вискомуфту, состоит в выходе из строя подшипника. У такой неполадки только один признак: в области радиатора охлаждения возникают шумы. В этом случае нужно знать не только, как проверить вискомуфту, но и как ее починить:

  • Сначала ее снимают. Откручиваются болты, фиксирующие деталь. Компонент извлекается из моторного отсека.
  • Подшипник заменяется. Это делается только тогда, когда узел разобран, а жидкость слита. Съемником извлекается подшипник. Нельзя пользоваться подручными средствами, это приведет к повреждению узла.
  • Фиксируется новый подшипник, после чего можно установить устройство на место. Обязательно залить предварительно жидкость, которая ранее была слита из вискомуфты.

В большинств современных автомобилей установлены неразборные вискомуфты. В этом случае кроме как поменять вискомуфту целиком вариантов нет. Однако, если нужно заменить только подшипник в ней, то единственная сложность в этом случае – это поиск съемника. Можно поискать в автомагазинах или среди друзей автолюбителей.

Что делать, если заклинило вискомуфту?

Что делать, если заклинило вискомуфту?

Если заклинило вискомуфту, то ее требуется заменить. При отсутствии сведений о ее модели можно обратиться в интернет-магазин. Там можно отыскать коды оригинальной детали и подходящих аналогов. При таком поиске нужно изначально располагать такими сведениями:

  • ВИН-кодом автомобиля.
  • Данным о модели транспортного средства, параметрах мотора и годе выпуска.

По этой информации будут выданы результаты по доступным и подходящим деталям для машины.

Полезные советы и рекомендации

Полезные советы автовладельцам

На замену требуется выбрать вискомуфту подключения привода или вентилятора охлаждения надлежащего качества. Как было сказано выше, потребуется знать код оригинальной детали. уточнить параметры выбора можно за счет VIN автомобиля, марки, модели и год выпуска.

После определения нужно детали учитывается бренд. Вискомуфты выпускаются только несколькими компаниями, поэтому оптимальным можно назвать выбор из нескольких производителей: Beru, Hella, Febi, Mobis, Meyle. Обычно бренд выбирается соответственно производителю радиаторов охлаждения, термостатов и прочих узлов.

Вернуться к списку предложений